По сути – это альтернатива Государственному пожарному надзору. Закон даёт собственнику право выбора, кто будет оценивать объект на соответствие требованиям пожарной безопасности: государство в лице пожарного инспектора или независимая экспертная организация.
5 причин, почему это Вам нужно, и что Вы от этого получите
1. Не включение в план проверок
Объекты, на которые имеется заключение о НОР с выводом о соответствии требованиям пожарной безопасности, не включаются в планы проверок органами ГПН в течение срока [3], установленного п. 44 Административного регламента МЧС, с даты регистрации заключения НОР (от 1 до 10 лет в зависимости от присвоенной объекту категории риска).
Кроме того, в соответствии с п. 3 «а» Приложения к Положению о федеральном государственном пожарном надзоре, категория риска объекта подлежит снижению на одну ступень при наличии заключения о НОР с выводом о соответствии требованиям пожарной безопасности, что автоматически влечёт за собой уменьшение периодичности проверок. К примеру, если объект отнесён к категории умеренного риска (с периодичностью проверок 1 раз в 10 лет), то при наличии положительного заключения НОР, объект переводится в категорию низкого риска, для которой плановые проверки вовсе не предусматриваются.
Нет проверок – нет предписаний, штрафов, угрозы приостановки деятельности.
2. Прохождение проверки по «упрощённой схеме»
В случае, если объект уже включен в план проверок, то проверки избежать не удастся. Но при наличии положительного заключения НОР проверка проводится не по «полной программе», а по упрощённой схеме. Согласно п. 63 Административного регламента МЧС в этом случае не проверяется выполнение условий соответствия объекта требованиям пожарной безопасности. То есть инспектор в этом случае не имеет права проверять выполнение требований Технического регламента и нормативных документов по пожарной безопасности. Проверке подлежит только узко ограниченный круг вопросов [4] по соблюдению противопожарного режима.
3. «Легализация» нарушений
НОР позволяет обосновать допустимость отступлений от требований нормативных документов по пожарной безопасности. Делается это путём расчёта пожарного риска с учётом имеющихся нарушений.
Актуально для зданий, в которых:
- выполнение требований нормативных документов сопряжено со значительными затратами (в отдельных случаях дешевле снести здание и построить новое);
- выполнение требований нормативных документов противоречит архитектурным или дизайнерским концепциям (решениям);
- отсутствует техническая возможность выполнения требований НД;
- ранее выдано предписание по устранению нарушений (допустимость нарушения обосновывается при проведении НОР, в этом случае нарушение в предписании отмечается как устранённое без фактического устранения, при этом штраф за невыполнение предписания [5] не накладывается).
4. Получение положительного заключения МЧС
Требуется для предоставления в лицензирующий орган при получении лицензии на отдельные виды деятельности:
- производство, поставка, хранение и продажа алкогольной продукции и этилового спирта;
- медицинская;
- образовательная;
В соответствии с нормативно-правовыми актами МЧС России Заключение выдаётся заявителю после проведения проверки организации, при этом в случае выявления нарушений выдаётся отрицательное заключение. При наличии заключения НОР о соответствии объекта требованиям пожарной безопасности положительное заключение МЧС выдаётся без проверки объекта.
5. Информация о реальном состоянии пожарной безопасности объекта
По результатам проведения аудита пожарной безопасности собственник получает полную, всестороннюю и достоверную информацию о реальном состоянии пожарной безопасности объекта. Наличие такой информации позволяет:
- выявить потенциально опасные места (помещения, участки, процессы), создающие непосредственную угрозу возникновения пожара, гибели и травмирования людей при пожаре;
- получить объективную оценку состояния (исправности, работоспособности, соответствия нормам и проектной документации) систем противопожарной защиты (сигнализации, пожаротушения, оповещения, противодымной вентиляции, противопожарного водопровода), а также выявить недостатки, допущенные сторонними организациями при проектировании, монтаже и техническом обслуживании этих систем;
- разработать концепцию системы обеспечения пожарной безопасности с учётом риск-ориентированного подхода;
- реализовать на объекте систему гибкого противопожарного нормирования, в основе которой лежит право собственника рисковать своим имуществом при условии обеспечения допустимого пожарного риска;
- ранжировать мероприятия по степени важности (опасности);
- планировать выполнение противопожарных мероприятий и их финансирование с учётом обоснованного риска.
Указанная информация не может быть получена при проведении проверки органом ГПН по следующим причинам:
- ограниченное количество времени на проверку, жёстко регламентированное законодательством;
- отсутствие заинтересованности объекта в выявлении нарушений инспектором (не показывается весь объект, «теряются» ключи от «проблемных» помещений, не предоставляются все документы);
- низкая квалификация инспектора и отсутствие опыта;
- отсутствие у инспектора технической возможности проведения испытаний и экспертиз;
- отсутствие заинтересованности инспектора (как правило, переписываются нарушения из старых предписаний);
- инспектора «боятся» выявлять новые нарушения («я не умнее моих предшественников», нарушения могут быть обжалованы с возможными негативными последствиями по службе);
- инспектор не обязан разрабатывать мероприятия по устранению нарушений, предлагать наиболее эффективные способы устранения недостатков (в предписании просто указывается нарушение, а как его устранить – это не проблема инспектора, т.к. это не входит в его должностные обязанности).
Для подробной консультации, звоните нам по телефону 8(351)7-000-160